Пульс кризиса 04. Бизнес-школа выживания

Сегодня вспоминать кризис 1998-го – то же самое, что во время мировой войны пытаться опереться на опыт дворовой драки. Ну, дали тебе когда-то в челюсть – что с того? Тот кризис был локальный, шарахнул он, конечно, сильно, но одномоментно. Даже психологически пережить его было легче.Для автомобильного рынка в целом ситуация уже очень тяжелая, а будет ещё тяжелей. Но тот сегмент, в котором работает «Автодом», кажется мне более устойчивым. Прежде всего наш покупатель редко берет машины в кредит. Тогда как в более низком сегменте доля автокредитов дошла уже до 70-80%.

Андрей Костин, председатель совета директоров компании «Автодом»

Логика действий в кризис одна и та же. Те, кто прошел кризис 1998-го, этот алгоритм отлично усвоили: сокращение расходов, остановка длинных инвестиционных  проектов, оптимизация структуры компании. Кризис – это в первую очередь отсутствие определенности. Сейчас невозможно строить прогнозы на срок больше месяца. Очевидно, что спираль идет вниз, и дна не видно, но это не повод для паники, а лишь повод очень хорошо сосредоточиться.

Александр Кабанов, председатель совета директоров компании «Мир» (сеть гипермаркетов бытовой техники и электроники)

Источник: журнал «Деньги» №42

Интервью с региональными бизнесменами, прошедшими 98-й год, будут публиковаться в Антикризисной газете. Первый выпуск – в пятницу, 21 ноября.



Пульс кризиса 03. Налетай, подешевело!

Если в сентябре и отчасти в октябре про надвигающийся на Россию крупномасштабный кризис говорили только деловые СМИ, то сейчас о нем кричат уже практически все издания. Последние примеры. Журнал о людях «Собака», недавно вышедший в Тюмени, крупно напечатал на обложке «Антикризис», хоть и ничего существенного по сути заявленной темы не написал. И газета «АиФ в Западной Сибири» опубликовала статью «Кому в кризис работать хорошо?», в которой утверждает, что бум увольнений на тюменских предприятиях ещё впереди.

Поэтому теперь в рассылке «Пульс кризиса» я буду описывать по большей части последствия кризиса в Тюмени и давать рекомендации по темам инвестирования свободных средств и антикризисного управления бизнесом.

Что я часто стал видеть в последнее время на витринах магазинов и наружной рекламе?

Скидки.

ОптимаБит Хит

ЛентаТехносила

Недавно в «Премьере» обратил внимание на витрину бутика одежды, который предлагал 70% скидку! Интересно, какой следующий ход приготовил этот магазин? 99% скидку? Или может раздачу коллекции за еду?

Людей завлекают снижением цен, чтобы хоть как-то стимулировать спрос. Это верная стратегия – именно сейчас, когда у людей пока ещё есть возможность потреблять сверх меры, нужно побуждать их к покупкам привлекательными ценниками. «Приносите любые деньги, ведь нам нечем платить кредиторам». И если в данный момент демпингуют в основном федеральные компании, то скоро этим займутся и региональные игроки.

Но на одних лишь низких ценах далеко не уедешь. Стратегия лидерства по цене предполагает высокий объем продаж, но в текущих условиях это несбыточно. Кстати, меткое словечно. Нет сбыта. Точно.

Что будет дальше? Такие предложения примелькаются и перестанут возбуждать целевую аудиторию, что приведет к резкому падению продаж, и в определенный момент у компании закончатся оборотные средства. Упс. Всем спасибо, все свободны.

О том, что же конкретно я предлагаю бизнесу для выживания во время затяжного кризиса, мы и будем говорить в некоторых последующих выпусках рассылки.



Как зародился проект «Антикризисол»?

Когда в сентябре стал сыпаться фондовый рынок, я почувствовал, что запахло жареным и начал активно вгрызаться в тему причин и последствий финансового кризиса. Результатом этого было осознание, что впереди нас ждет Большой Медный Таз.

И я принял решение создать антикризисный проект, сутью которого будет консалтинговая поддержка избранных тюменских компаний, а моей личной целью в нем – интерес и деньги. Опыт прошлых проектов показал мне, что двигать дело одному довольно-таки сложно — нужен партнер. И я предложил сотрудничество Ольге Зацепиной. Она с ходу согласилась и сразу стала помогать мне создавать миникнигу про кризис.

Мой  партнер во всей красе:

Зацепина Ольга Зацепина ОльгаЗацепина Ольга



Пульс кризиса 02. Про наркоторговцев и ломку

Вдогонку к вчерашнему выпуску:

Мировая финансовая система построена на песке, и спасти ее может только молитва.

Папа Римский

Замок из песка развалится, и капиталисты потихоньку начнут строить новый. Потому что любая система стремится себя сохранить, а всевозможных ресурсов у этих ребят предостаточно.  Show must go on.

Сегодня рассмотрим зарождение и развитие кризиса, который все мы ощущаем на себе в последнее время. Он начался конце 70-х годов прошлого века, когда для стимулирования упавшего спроса Федеральная Резервная Система США стала наращивать денежную массу, закачивая ее в потребителей. В результате рост спроса довольно продолжительное время искусственно поддерживался за счет кредитов. А избыток капитала перетекал в финансовый сектор, где умело надувались красочные пузыри, которые периодически лопались (фондовые обвалы в 1987 и 2000 годах).

Люди начали выпускать разные инструменты, которые не имели никакого обеспечения: просто на воздух выпускали воздух, на воздух — еще тройной воздух, и все это раскручивали. И все это якобы являлось ценной бумагой, и ходило на рынках, и было залогом. Просто раздули пузырь. Сейчас все это лопнуло.

Дмитрий Орлов, председатель правления банка «Возрождение» (журнал «Эксперт» №43)

Кстати, в 2000-х годах Россия скопировала эту модель, что привело к массовой пропаганде потребления и росту кредитования – как населения, так и бизнеса. Компании развивались и множились, а люди стали жить в долг.

Но рано или поздно эта ситуация должна была разрешиться глобальным кризисом, поскольку совокупные долги государств, корпораций и людей выросли до немыслимых размеров.

Мировой объем кредитов и производных на них составляет $596 триллионов!

Первая ласточка – ипотечный кризис в Штатах в 2007 году, когда многие заемщики не смогли произвести в срок выплаты по кредитам. Семейные дефолты. Проблемы сразу перекинусь на весь финансовый сектор, так как ипотечные обязательства являлись обеспечением банков для спекулятивных операций. Постепенно стал падать фондовый рынок и банкротиться или национализироваться крупнейшие финансовые компании Америки.

Обратим свой взор к матушке Руси. С августа 2008 года иностранные инвесторы активно стали выводить капитал из российского фондового рынка, снижая стоимость акций отечественных компаний. Причина – деньги потребовались на родине. Одновременно с этим западные банки перестали давать взаймы российским банкам. По той же самой причине.

В результате наступил кризис ликвидности – деньги для банков стали дефицитом, что привело к массовому сворачиванию кредитования. А это, в свою очередь, негативно отразилось на реальном секторе российской экономики, поскольку мы ведь привыкли жить в кредит.

Вслед за банками стали испытывать трудности строительные компании, металлургические заводы, автопроизводители и торговые сети, которые столкнулись с резким снижением спроса на свою продукцию и отсутствием возможности перекредитоваться. Они были вынуждены сокращать издержки — замораживать инвестиционные проекты, увольнять персонал и т.д.

Следующие на очереди – компании, которые кормились за счет развития вышеуказанных отраслей экономики. Уже сейчас мы можем наблюдать падение спроса у производителей материалов и оборудования, автодилеров, риэлтеров, мебельных магазинов, кадровых центров и рекламных агентств. Дальше – больше.



Пульс кризиса 01. Откуда дровишки?

Решил по очереди раскрыть метафоры из первой части книги. Начнем с истоков кризиса.

- Откуда корни растут?

Финансовые кризисы неизбежны. Если копнуть совсем глубоко, то причина данного утверждения кроется в самой системе капитализма. Красноречиво объяснить это мне представляется довольным сложным делом, поэтому ограничусь ссылками на сайты и фильмы, из которых все станет ясно.  Тот, кто действительно захочет разобраться в теме, сделает это самостоятельно.

Фильмы: Пирамида долгов (Money as Dept), Дух времени (Zeitgeist), Дух времени 2 (Zeitgeist Addendum), Теория кризиса с М. Хазиным (Совершенно секретно).

Сайты: worldcrisis.ru, avanturist.org, Кризис глобальной экономики и Россия.

Завтра поговорим про динамику развития текущего кризиса.



Пульс кризиса

Стартую ежедневную рассылку про кризис.

- Цели?

1. Предоставлять людям интересную и полезную информацию о текущих и грядущих трудностях в сфере бизнеса, работы и денег, повышая их осознанность.

2. Развивать самодисциплину, навык быстрого создания текста и технику множества маленьких шажков в одном направлении.

- Что в ней будет?

Последствия кризиса и прогнозы на будущее. Выжимка из журналов, газет, Интернета, а также увиденного и услышанного в Тюмени. Лучшие материалы войдут в еженедельную Антикризисную газету.

Если вам все это неинтересно, отписывайтесь от блога прямо сейчас. :)

Завтра — первый выпуск.



Зачем обучальщику нужна книга?

Когда начинаешь любой обучающий проект, тебе обязательно нужно написать под него книгу.

1. Книга автоматически дает тебе статус эксперта в глазах людей. «Если он написал книгу по этой теме, то значит явно что-то в ней понимает».

2. Книга позволяет вложить в ума твоей целевой аудитории начальную информацию, не расходуя на это свое личное время. Ученики приходят к тебе уже подготовленные, и тебе не приходится объяснять им в стотысячный раз базовые вещи.

3. Книга может создать прекрасный информационный повод для СМИ. Ты готовишь пресс-релиз и отправляешь его всем редакторам, до которых можешь достучаться. Есть шанс, что кто-то да поставит.

К примеру, про «Антикризисол» написали в новостях 2 тюменских интернет-портала: 72.ru и NewsProm.Ru, и сняли минисюжет ТВ-шники. Он вышел в новостях на СТС-Ладья и Домашнем сегодня вечером.

На 99% это заслуга Ольги Зацепиной, директора PR-агентства «Фабрика радости». За что ей большое человеческое спасибо!

Резюмируем. Книга реально помогает развивать обучающий проект, особенно во время старта, будь то консалтинг, тренинги или коучинг.

P.s. Кстати, многие сильно парятся на тему написания книги. «Блин, это же так сложно. Нужно иметь уйму времени, а у меня его и в помине нет, поэтому нафиг, нафиг». Спасибо великому и могучему Андрею Парабеллуму, который разбил во мне это предубеждение в пух и прах во время прошлогоднего флешмоба «Пишем книгу за 3 выходных». Действительно написал за 6 дней. Конечно, в ней тысяча и один косяк, много цитирований и прочая-прочая, но! 

Теперь у меня есть ОПЫТ написания книги за 6 дней.

А это дорогого стоит.



Полпалки колбасы

Можешь не писать — лучше не пиши. Именно по этой причине я забросил обновлять свои блоги с июня. Зачем зря сотрясать воздух? Но если ты уже не можешь молчать, то бери в руки перо и оставляй свой след в сознании людей.

Сегодня я окончательно дозрел. Последней каплей был разговор на продуктовом рынке с продавщицей, которая сказала, что в последние 2 недели люди стали меньше покупать. «Если раньше брали сразу палку колбасы, то теперь половину». Кстати, этот пример далеко не единственный. Вчера общался с риэлтером из «Адвекса», она сказала, что на рынке — тишь да гладь, квартиры встали, ни фига не продаются.

Другими словами, снижение потребления, о котором я писал в книге, УЖЕ докатилось до Тюмени. Причем, как на дорогие (квартиры, автомобили), так и на дешевые товары (продукты). Как быстро, а?

Что ж, приступаю к активной части проекта «Антикризисол». Задачи на ближайшее время:

1. Выпуск пилотной версии электронной газеты про кризис с уклоном на региональные факты и аналитику.

2. Запуливание миникниги пяти первым счастливчикам — директорам тех компаний, которым мы на самом деле хотим помочь в это непростое время.

3. Постинг в блоге каждый день. Вбрасывать информацию в мир.

Действуй, Леша!



Антикризисол — лекарство для бизнеса

Всем привет!

Давненько я не брал в руки шашку. :)

Решил возобновить публикации в блог, так как материала набралось уже навалом. И, что самое главное, появилась мотивация это делать.

Начну с актуального. Вчера зафиналил миникнижку про кризис и систему продаж. Называется «Антикризисол. Как тюменскому бизнесу выжить в 2009 году?». Глобальный экономический кризис обыгрывается как вирусная болезнь, а описание методов борьбы с ним — как рецепты лекарств. Выглядит вот так:

Первый тираж Антикризисола

На обложке — реальный рецепт. Но не врача, а коуча. :)

Рецепт на обложке миникниги

Первую часть миникниги можно скачать здесь (19 стр., 0,9 Мб, прямая ссылка):

Losev-Alexey_AntiCrisisol_Part-1_2008-10-28.pdf

Прошу черкнуть в комменты пару строк обратной связи, например, что понравилось/не понравилось, какую пользу извлекли, чем предлагаете ее дополнить и т.п.

Двигаемся дальше!